ст
1. Когда в мае 1940 года Германия изготовилась к нападению на Францию, все восточные границы рейха охранялись лишь четырьмя дивизиями 3-й волны (бывшие ландверные) и шестью дивизиями охраны тылов. Ни единой танковой, ни единой моторизованной, ни единой кавалерийской, ни единой полноценной пехотной дивизии на востоке оставлено не было.
Для сравнения: в боевых действиях против Франции в этот момент было задействовано 136 лучших дивизий вермахта (и практически вся его боевая техника), а в июне к ним присоединились ещё 32 итальянские.
2. Вермахт имел общую численность 7 234 000 военнослужащих (в/сл) на июнь 1941 года. Для операции "Барбаросса" Германия направила 3 300 000 чел. из сухопутных войск, 150 000 из Ваффен-СС и приблизительно 250 000 из Люфтваффе.
Получается в 1940 году, готовя нападение на Францию, Гитлер сосредоточил против неё 92,5% своей армии, оставив против СССР лишь 7,5%.
А в 1941 году, когда Франция уже была разгромлена и непокорённой осталась лишь одна Англия, для нападения на СССР Гитлер сосредоточил 51% военнослужащих вермахта, в то время как оставшиеся 49% были задействованы на других фронтах.
Можно представить, насколько сильнее оказался бы немецкий удар по Советскому Союзу, если бы Гитлер в мае 1941 года был так же спокоен за свой тыл, как и годом ранее.
Ну и, чтобы два раза не вставать, добавлю ещё пару штрихов к портрету Странной войны.
Предлагаю ознакомиться с составом немецких бронетанковых сил, брошенных против Советского Союза в июне 1941 года.

Хорошо видно, что на один немецкий танк приходилось свыше шести советских. Для сравнения: в мае 1940 года на один немецкий танк приходилось полтора англо-французских. Но сейчас я о другом.
Путём нехитрых вычислений можно установить, что совокупный вес всех немецких танков к моменту начала "Барбароссы" составлял порядка 40-42 тысяч тонн, не считая 230 командирских танков с неуказанными ТТХ. Щедро округлим это до 50 тысяч тонн боевой техники. Это довольно внушительный показатель.
А теперь вспомним всего лишь один эпизод из Странной войны, в ходе которой Британия, как нам часто рассказывают, изо всех сил старалась случайно не навредить нацистам (формально Странная война закончилась в мае 1940 года с немецким вторжением во Францию, но в отечественном дискурсе её границы часто продляют вплоть до самого 22 июня, имея в виду, что потери вермахта во Франции на настоящую добротную войну явно не тянули).
24 мая 1941 года британский линейный крейсер "Худ" был потоплен новейшим немецким линкором "Бисмарк".. А всего три дня спустя, 27 мая, и сам "Бисмарк" был уничтожен разъярёнными моряками Его Величества.
Водоизмещение этого германского монстра достигало почти 42 тысячи тонн в неснаряжённом состоянии и свыше 50 тысяч тонн - в снаряжённом.
Таким образом, в один только майский день 1941 года англичане отправили на дно Датского пролива столько же первоклассного немецкого металла, столько было потрачено на изготовление всех танков, с которыми Гитлер напал на Советский Союз месяцем позже.
Немцы, конечно, потом доклеивали танчики ещё, но ведь и "Бисмарк" был лишь одним из многих сотен немецких судов, потопленных флотом союзников.
И ещё одна иллюстрация, последняя, уже на тему подводной войны.
Если Люфтваффе блистал в начальной стадии войны, то в заключительной ее стадии наилучшие боевые качества проявляли немецкие военные моряки-подводники: из 1170 немецких субмарин, построенных до 1945 г., в операциях приняло участие 863 субмарины, 630 из них погибло; в процентном соотношении у подводников были самые большие среди родов войск потери — из 41 300 подводников погибло 25 970 человек. Именно в силу своей эффективности Кригсмарине вызывал у немецкой общественности большие симпатии — особенно в период пика успехов немецких подводников в Атлантике, который пришелся на январь-июль 1942 г., когда немецкий подводный флот потопил 2 967 179 брутто-тонн водоизмещения торговых судов англо-американцев.
Как и в Первую мировую войну, в 1939–1945 гг. германские подводники оказались лучшими. На их счету 2759 судов (14,1 миллиона брутто-тонн). Кроме транспортных судов, они уничтожили 2 линкора, 6 авианосцев и 5 крейсеров. Высшего индивидуального достижения (266 тысяч брт) добился капитан-лейтенант Отто Кречмер: 44 торговых судна и 2 миноносца. Еще тридцать немецких подводников перешагнули «гроссмейстерский» рубеж в 100 тысяч брт.
Итальянские подводники уничтожили примерно 700 тысяч брт. Лучший итальянский подводник Джанфранко Гаццано почти дотянул до «гроссмейстерского» рубежа — 97 тысяч брт. Итальянцы потеряли 90 подлодок из 156 до 1943 г., когда вышли из войны.
Японцы потеряли 129 из 192 субмарин и уничтожили 776 тысяч брт. Самым удачливым оказался Тошиа-ки Фукурума — 62 тысяч брт.
Из 315 подлодок американцы потеряли 52 и потопили 4,9 миллиона брт, в том числе линкор, 9 авианосцев, 12 крейсеров и 143 мелких боевых корабля. Единственным американским «гроссмейстером» стал Ричард О'Кейн — 110 тысяч брт. На счету подводников США потопление самого большого в мире боевого корабля — японского авианосца «Синано» (62 тысячи тонн), 29 ноября 1944 г. его потопила подлодка «Арчерфиш» капитана Джозефа Инрайта.
Из 234 английских подлодок погибло 75. Английские подводники потопили примерно 1 миллион брт. Наилучшего результата добился Дэвид Уонклайн, потопивший 92 тысячи брт.
Советские подводники потеряли 109 подлодок из 270 и потопили примерно 230 тысяч брт. (получается, что один Кречмер добился большего, чем весь советский подводный флот). Лучший советский подводник А. И. Маринеско потопил два больших лайнера в 40 тысяч брт.О. Ю. Пленков
Гибель вермахта
Здесь стоит добавить, что Кречмер был взят в плен британцами 17 марта 1941 года. То есть только экипаж под его командованием и только в первые полтора года Второй мировой отправил на дно морское больше судов стран оси, чем весь советский подводный флот - за все четыре года Великой Отечественной. Или, если оперировать совокупными показателями водоизмещения, субмарина Кречмера уничтожила шесть "Бисмарков" (либо шесть британских "Худов" - они находились в одной весовой категории).
Таким образом, именно союзники по антигитлеровской коалиции в дополнение к сковыванию 40-50% немецких сухопутных сил внесли подавляющий вклад в победу на море. Особенность же морской войны в том, что она даёт относительно небольшие человеческие потери, но чрезвычайно затратна по ресурсам. Надёжных сравнительных данных за Вторую мировую мне встречать не доводилось, но в современных условиях один американский авианосец «Джеральд Р. Форд» ($13,084 млрд) стоит в 2100 раз больше, чем один американский же основной боевой танк «М1 Абрамс» ($6,21 млн).
Такая вот Странная война.