Командирам и комиссарам корпусов и дивизии. Директива Военного Совета ЛВО от 28.11.39 N ШО4982 обязывает принять все меры по обеспечению чуткого отношения к финляндскому населению. Категорически запретить реквизиции и не допускать барохольства. Закупки производить лишь в крайнем случае на финскую валюту, отпускаемую для этих целей частям. Ни в коем случае не допускать самоуправства и самосудов. Все без исключения дела о военнослужащих финской армии, чинах полиции и гражданских лицах виновных в контрреволюционной деятельности должны передаваться прокуратуре, особым отделам и трибуналам. Военный Совет Армии особо предупреждает о нетерпеливости [так в тексте документа] какого бы ни было произвола в отношении иностранных посольств, консульств и граждан в Финляндии. При выходе к шведской и норвежской границе ни в коем случае не нарушать их и не допускать провокаций. Военнослужащих шведской и норвежской армии при встречах на границе приветствовать отданием чести не вступая в переговоры. Настоящую директиву вручить письменно командирам, комиссарам всех отдельных частей дивизии и частей усиления. Кроме того, вокруг этой директивы развернуть разъяснительную работу. КОМАНДУЮЩИЙ 8 АРМИИ Комдив /Хабаров/ ЧЛЕН ВОЕННОГО СОВЕТА АРМИИ Бригадный комиссар /Шабалов/ НАЧАЛЬНИК ШТАБА АРМИИ Комбриг /Ларионов/ N 00615 29.11.39 |
Молодец товарищ Сталин! Действительно, к мирному населению стран-противников он относился куда лучше Гитлера. С этим не поспоришь - и я сейчас серьёзно пишу, без иронии.
Жаль, что к мирному населению собственной страны его отношение было более сдержанным.
СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ ПРИКАЗ от 17 ноября 1941 года № 428 О СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМАНД ПО РАЗРУШЕНИЮ И СЖИГАНИЮ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В ТЫЛУ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ВОЙСК ... Ставка Верховного Главнокомандования ПРИКАЗЫВАЕТ: 1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами. 2. В каждом полку создать команды охотников по 20—30 человек каждая для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника. В команды охотников подбирать наиболее отважных и крепких в политико-моральном отношении бойцов, командиров и политработников, тщательно разъясняя им задачи и значение этого мероприятия для разгрома германской армии. Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов, в которых расположены немецкие войска, представлять к правительственной награде. 3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь для этой цели использовать выделенные в полках команды охотников. 4. Военным Советам фронтов и отдельных армий систематически проверять как выполняются задания по уничтожению населенных пунктов в указанном выше радиусе от линии фронта. Ставке через каждые 3 дня отдельной сводкой доносить сколько и какие населенные пункты уничтожены за прошедшие дни и какими средствами достигнуты эти результаты. Ставка Верховного Главнокомандования И. СТАЛИН Б. ШАПОШНИКОВ |
Показательно, правда?
В отношении населения финских территорий, оккупированных РККА, - принять все меры по обеспечению чуткого отношения, категорически запретить реквизиции, не допускать барохольства. Закупки производить лишь в крайнем случае на финскую валюту, отпускаемую для этих целей частям. Ни в коем случае не допускать самоуправства и самосудов.
В отношении населения советских территорий, оккупированных вермахтом, - разрушать и сжигать дотла все населенные пункты, бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.
Боевое задание группы Зои Космодемьянской было таково: «сжечь 10 населённых пунктов (приказ т. Сталина от 17 ноября 1941 г.): Анашкино, Грибцово, Петрищево, Усадково, Ильятино, Грачево, Пушкино, Михайловское, Бугайлово, Коровино. Срок выполнения — 5—7 дней». Имелся в виду приказ Ставки Верховного Главнокомандования № 428 о сожжении населённых пунктов на оккупированной территории[5][6].
Знаете, что мне это напоминает? 1947 год. Когда в стране миллионы дистрофиков - а Советский Союз отправляет в Финляндию эшелоны с зерном. Хотя там нет голода, голод - здесь. Пускай советские граждане подыхают от недоедания, зато финские будут кушать досыта. Этот геноцид собственного населения у нас имперской политикой зовётся. Этакий империализм навыворот.
Кстати, в приведённой выше директиве Военного Совета ЛВО от 28.11.39 N ШО4982 есть одна пикантная деталь: откровенное обозначение рубежей будущего продвижения - до шведской и норвежской границ.
А то ж до сих пор находятся незамутнённые персонажи, искренне считающие, что целью Зимней войны была не полная советизация Финляндии по образцу прибалтийских республик, а именно что небольшая передвижка границы - примерно в тех же пределах, в которых она и произошла фактически:
Вообще говоря, по относительным показателям Советский Союз в 1940 году оккупировал значительно большую часть территории Финляндии, чем в вермахт в 1941-1942 гг. - территории СССР. Но в том и фишка, что даже этот огромный по финским меркам кусок удовлетворял лишь незначительную часть сталинских аппетитов. На самом деле советско-финскую границу намеревались переносить по самую шведскую.

Сейчас, конечно, эта делёжка шкуры неубитого медведя выглядит не очень красиво. Но кто в Кремле тогда, поздней осенью 1939, мог бы всерьёз предположить, что продвижение армии 170-миллионного (и предельно милитаризованного) СССР сумеет остановить армия 4-миллионной Финляндии?
Отдавшись во власть негативных эмоций, Сталин начал совершать одну ошибку за другой. Зачем было устраивать весь этот глупейший спектакль с «правительством Куусинена»? Зачем было публично называть вооруженного противника «блохой» и «козявкой»? Зачем было кричать про «красное знамя над президентским дворцом в Хельсинки». ДО ТОГО как Красная Армия вошла в Хельсинки? Зачем было загонять себя в ситуацию, из которой нельзя было выйти без потери престижа? Почему 230 тыс. снарядов в день стали сыпаться на финские укрепления в последние, а не в первые дни войны? Почему Красная Армия начала боевые действия всего лишь одной третью тех сил, которые были сосредоточены на финском ТВД в конце войны?
К сожалению, на все эти вопросы есть конкретный ответ. К сожалению, потому что та же самая ошибка была повторена Сталиным — только с неизмеримо более тяжелыми, катастрофическими последствиями — летом 1941 года. Сталин не принимал во внимание то, что в его эпоху называлось «сознательностью», а сегодня — «человеческим фактором». Оценивая соотношение сил противоборствующих сторон, Сталин считал дивизии, пушки, танки, самолеты. Всего этого у него было много, очень много, в десятки раз больше, чем в упрямой Финляндии. Какие же могли быть сомнения в неизбежной и скорой победе? И никто из толпы тупиц и лизоблюдов, которыми он себя окружил, не набрался смелости сказать Хозяину, что один полк финских резервистов, готовых умереть ради того, чтобы не жить под властью Сталина, в бою будет стоить больше двух кадровых дивизий Красной Армии, набранных из подневольных колхозных рабов.М. С. Солонин
25 июня. Глупость или агрессия?
Но откуда у финнов взялись такая стойкость и неуступчивость? Почему они столь упорно сражались за каждую пядь своей земли - при всех советских военных директивах о недопустимости эксцессов в отношении мирного финского населения и т. п.?
Да потому что они много лет жили под боком Советского Союза, многое видели и многое знали. И отдавали себе ясный отчёт в том, что быть для Сталина своими - намного страшнее, чем быть для него же чужими. Что пока Хельсинки сохраняет хоть какую-то независимость от Москвы - будут с ним и переговоры какие-то вести (а не только лишь выдвигать ультиматумы), будут и финское население защищать от внесудебных расправ (в то время как в самом СССР буквально только что во внесудебном порядке умертвили сотни тысяч граждан по сфабрикованным обвинениям), будут и зерно поставлять (в то время как советское население вымирает от голода).
Хороший пример обратного являет Молдавия - она аннексирована-то у Румынии только в 1940 году была, зато в 1947 уже сполна познала все прелести привольной жизни под сталинским сапогом.

Видите, молдаване? Финны в 1940 году не без потерь, но отстояли свою независимость. А вы в 1940 году воссоединились с Россией. Поэтому в 1947 году ваши дети будут падать в голодные обмороки, а отобранный у них хлеб будут есть финские дети. Это называется пролетарским интернационализмом и международной солидарностью трудящихся.
Достаточно иметь самое минимальное представление о молдавской природе и климате, чтобы подлинно изумиться тому, как этот цветущий край всего за несколько лет умудрились превратить в страну валящихся с ног дистрофиков.
Финны в 1939 году этого молдавского примера знать, конечно, ещё не могли, но у них всё ещё стояли перед глазами другие, не менее яркие.
В разгар Первой мировой войны матрос Дыбенко — один из зачинщиков антивоенного выступления на линкоре «Император Павел I». Эта интересная особенность проявится потом многократно: наши гениальные полководцы в большинстве своем происходили из числа пацифистов, не желавших воевать. Балтийский флот бездействовал, корабли стояли в базах, матросики отсиживались по теплым кубрикам, бездельем томились, от скуки бунтовали. Во все времена на всех флотах мира корабельных бунтовщиков вешали на реях. Тем более — во время войны. Но Российская империя была уж слишком либеральной. На том и сгорела. Бунтовщика и подстрекателя Павла Дыбенко не расстреляли, не повесили, а переодели солдатом и отправили на фронт. «Советская военная энциклопедия» (Т. 3. С. 277) сообщает, что и на фронте товарищ Дыбенко занятий своих не прервал и продолжал заниматься тем же самым — антивоенной агитацией. Тут его снова арестовали. Вешать бы такого, но нет. Не вешали. А там и падение монархии. И сразу Дыбенко становится как бы главой Балтийского флота. Пьяная матросня озверела. Под руководством Дыбенко и Раскольникова (о нем речь впереди) творилось чудовищное насилие в отношении флотских офицеров и их семей. Следом за офицерами жертвами резни стали все, кого можно было назвать «контрой». А так назвать можно было любого. Дикие сцены матросского разгула описаны многократно. Одно из свидетельств — книга А. Ольшанского «Записки агента Разведупра» (Париж, 1927). То, что десятилетиями объявляли клеветой, теперь признает «Красная звезда» (4 октября 1997 г.), рассказывая о линкоре «Император Павел I»: «Лейтенанта Савинского ударом кувалды по затылку убил подкравшийся сзади кочегар Руденок. Той же кувалдой кочегар Руденок убил и мичмана Шуманского. Он же убил и мичмана Булича. Старший офицер, старавшийся на верхней палубе образумить команду, был ею схвачен, избит чем попало, затем дотащен до борта и выброшен на лед».
Офицеров убивали просто за то, что они офицеры. И топили в прорубях. А некоторых не топили. Перепившиеся приблатненные братишки Дыбенко с Раскольниковым катались на рысаках по офицерским трупам, втаптывая их в снег и навоз.
Из нашей памяти это вытравлено. Но флот базировался там, где сейчас Финляндия. Во Второй мировой войне большие и мощные страны без долгого сопротивления сдавались тоталитарному напору, а маленькая Финляндия вдруг проявила такую стойкость, которая смутила самого Сталина. Причиной тому — тела русских офицеров, раздавленные санями пьяного революционера. Тех офицеров Финляндия запомнила. Народ Финляндии знал, что если Красная Армия покорит их страну, то освободители будут сдирать кожу с живых людей, вбивать гвозди в головы, отрезать носы, языки и уши, выкалывать детям глаза, творить все то, что творил пьяный Дыбенко. Потому, несмотря ни на какие потери и жертвы, Финляндия не сдалась. Товарища Дыбенко Финляндия помнит и сейчас. Ездил. Проверял.В. Суворов
Очищение
И если кому-то всё вышеописанное кажется пережимом и полемическим преувеличением - то вот вам совершенно официальный документ, написанный менее чем за год до начала Зимней войны.




Вот за это и сражались финские люди в 1939 году. За то, чтобы подобные истории, подобные эпизоды, подобные документы и дальше оставались частью советской истории, но никогда не стали частью истории финской.