Lex_Divina (lex_divina) wrote,
Lex_Divina
lex_divina

Category:

План Александрова

А этот документ, мне кажется, заслуживает отдельной записи.

Все знают план Даллеса, никогда не существовавший в действительности, но на всякий случай включённый в Федеральный перечень экстремистских материалов.

Менее известно, что всего за несколько лет до того, как Аллен Даллес был назначен главой ЦРУ, в Советском Союзе был разработан куда более подробный и не менее красочный план мероприятий по пропаганде среди населения идей советского патриотизма.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОПАГАНДЕ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ ИДЕЙ СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА
ДОКУМЕНТ АГИТПРОПА ЦК

18 апреля 1947 г.
Секретно

I

В результате свержения эксплуататорских классов помещиков и капиталистов и построения социалистического общества в нашей стране Советский Союз достиг полной политической и экономической независимости от стран капитализма, а рабочие, крестьяне, советская интеллигенция окончательно высвобождены от капиталистической эксплуатации. Это означает также, что в нашей стране созданы вполне реальные условия для успешного и полного преодоления пережитков капитализма в сознании граждан СССР.

Однако партийные организации, работники пропаганды, науки и культуры, от деятельности которых во многом зависит культурный рост и социалистическая сознательность советских людей, ни в коем случае не должны исходить из ложных взглядов, будто теперь, когда советский народ построил социализм и с такой отвагой и преданностью защитил свою родину от немецко-фашистских захватчиков, покончено с пережитками капитализма в сознании людей, с различными буржуазными навыками и традициями.
В современных условиях одним из наиболее вредных и опасных пережитков капитализма в сознании людей, препятствующим развитию и укреплению советского патриотизма, является наблюдающееся у отдельных граждан СССР чувство низкопоклонства перед капиталистическим Западом, перед современной буржуазной культурой. Самое решительное и полное преодоление этого пережитка капитализма имеет первостепенное значение в деле успешного воспитания высокой коммунистической сознательности, беззаветной любви советских людей к своей отчизне.

В политической работе среди населения по воспитанию советского патриотизма необходимо руководствоваться следующим:


1. Партийные организации, все работники печати, пропаганды, науки и культуры должны постоянно разъяснять, что советский патриотизм означает глубокое понимание превосходства социалистического строя над буржуазным, чувство гордости за советскую родину, беззаветную преданность делу партии Ленина — Сталина.
Необходимо показывать, что советский народ вправе гордиться тем, что под руководством партии большевиков он построил социализм — самый совершенный общественный строй; добился подлинного расцвета демократии; уничтожил национальное угнетение и создал многонациональное государство на основе равноправия и дружбы народов. Советские люди гордятся тем, что они на деле разбили гнусные утверждения эксплуататоров о якобы неспособности трудящихся самим строить свою жизнь, о невозможности привлечь к активному строительству общественной жизни половины человеческого рода — женщин. Советский народ гордится тем, что его могучая армия разгромила армии немецких и японских империалистов, опрокинула и растоптала немецкую военную доктрину. Предметом величайшей гордости нашего народа является партия большевиков — «ум, честь и совесть нашей эпохи» (Ленин). Советский народ особенно гордится тем, что он выдвинул из своей среды величайших гениев в области передовой теории и революционного действия, какими являются его вожди Ленин и Сталин.
Во всей политической работе необходимо настойчиво подчеркивать, что сейчас нет другого народа, который имел бы такие великие заслуги перед человечеством, какие имеет советский народ. Нужно показывать, что советский народ, открывший новую эпоху в истории человечества — эпоху социалистического общества, спасший мировую цивилизацию от фашистских варваров, является выдающимся, передовым, творческим народом; что великие исторические подвиги нашего народа, построившего социализм, поставили советский народ во главе всех других народов в борьбе за прогресс, что наша социалистическая родина является путеводным маяком для всего человечества.
Необходимо показать, что ненависть советского народа ко всякому угнетению, неразрывно связанная с пламенной любовью к социалистической родине, не может быть совместима с преклонением перед эксплуататорской буржуазной культурой. Это преклонение означает признание духовной зависимости от капитализма, от мира эксплуататоров. Оно чуждо советским людям, оно несовместимо с сохранением чести и достоинства советского гражданина.


2. В печати, устной пропаганде и во всей политической и культурной работе надо раскрывать эксплуататорскую сущность и паразитизм капиталистического общества, показывать во всей широте социальный и национальный гнет при капитализме, антинародное содержание буржуазной демократии и лживый характер так называемых буржуазных свобод (свобода слова, печати, собраний и т.д.), прикрывающих господство над народом немногочисленного класса капиталистов. Нужно настойчиво разоблачать идейное убожество буржуазной культуры, обнажать перед советским народом ее гнилость и реакционное содержание, разъяснять преимущества социалистического строя над буржуазным, показывать обреченность капитализма и неизбежность победы социализма. Нужно вскрывать духовное обнищание людей буржуазного мира, их идейную опустошенность, разъяснять, что частнособственнические отношения, подчинение всей духовной жизни людей интересам денежного мешка, интересам наживы, уродуют и калечат человека, толкают его на самые гнусные поступки и преступления. Нужно показывать растление нравов в капиталистическом обществе, моральную деградацию людей буржуазного мира. Необходимо в то же время подчеркивать моральное превосходство и духовную красоту советского человека, работающего на пользу всего общества. В основу работы по воспитанию советского патриотизма должно быть положено указание товарища Сталина, что даже «последний советский гражданин, свободный от цепей капитализма, стоит головой выше любого зарубежного высокопоставленного чинуши, влачащего на плечах ярмо капиталистического рабства».
Нужно разъяснять, что если в буржуазных странах и имеется что-либо здоровое в социальном и духовном отношении, то оно идет от рабочего класса, от класса, который ведет борьбу против буржуазии, которому принадлежит будущее. Необходимо в то же время указывать, что признание советского народа выдающимся, самым передовым народом современности основано на его действительных заслугах перед человечеством, а не на каких-либо расистских или националистических вымыслах, чуждых советским людям. Чувство гордости советских людей за свою родину лишено всякой национальной ограниченности. Советские люди умеют ценить заслуги других народов и использовать достижения мировой культуры, критически их перерабатывая.


3. Показывая величие нашей социалистической родины, героического советского народа, необходимо в то же время разъяснять, что наш народ вправе гордиться и своим великим историческим прошлым. Нужно подчеркивать, что русский народ на заре современной европейской цивилизации защитил ее в самоотверженной борьбе против шедших из Азии монголо-татарских орд, а позднее оказал решающую помощь народам Европы в отражении натиска турецких завоевателей. В начале XIX века, разгромив полчища Наполеона, русский народ освободил народы Европы от тирании французского диктатора.
Следует разъяснить, что наш народ сделал неоценимый вклад в мировую культуру. Необходимо раскрыть всемирно-историческое значение русской науки, литературы, музыки, живописи, театрального искусства и т.д., вести решительную борьбу против попыток принижения заслуг нашего народа и его культуры в истории человечества, против антинаучных теорий об ученической роли русского народа в области науки и культуры перед Западом.
Нужно показать, что реакционные эксплуататорские классы, господствовавшие в России, не заботились о росте науки и культуры, тормозили ее развитие в нашей стране. В результате этого плоды русских ученых присваивали иностранцы, приоритет многих великих научных открытий, сделанных русскими учеными, переходил к иностранцам (Ломоносов — Лавуазье, Ползунов — Уатт, Попов — Маркони и др.).
Необходимо разъяснять, что отдельные группы господствовавших классов России, оторванные от своего народа и чуждые ему, стремились принизить великие достижения русского народа и пресмыкались перед иностранщиной. Даже такой прогрессивный деятель, как Петр I, перенося в Россию передовые формы жизни Запада, допускал национальное унижение русских людей перед иностранцами. Во второй половине XVIII и в начале XIX века верхушка русского дворянства слепо подражала чужеземным нравам, усиленно пользовалась французским языком и всячески принижала родную русскую речь. Декадентство, охватившее в конце XIX в. и в начале XX века все области идеологии господствующих классов, отмечено чертами низкопоклонства перед самыми реакционными сторонами западной культуры. Господствовавшие в России помещики и капиталисты вели нашу страну к экономическому и политическому порабощению зарубежными государствами. Правящая верхушка России стремилась духовно подчинить русский народ иностранцам.
Большевистская партия, поднявшая трудящихся России на социалистическую революцию, предотвратила превращение нашей страны в колонию иностранных империалистов, вывела ее на широкую дорогу прогрессивного развития, неизмеримо подняла международный авторитет нашей Родины.

II


Для разъяснений указаний ЦК ВКП(б) о воспитании советского патриотизма необходимо:

1. Через газеты «Культура и жизнь», «Правда», «Известия», «Труд», «Комсомольская правда», «Красная звезда», через журналы «Большевик», «Партийная жизнь», литературно-художественные журналы организовать освещение важнейших вопросов пропаганды советского патриотизма и критики буржуазной культуры и обеспечить таким образом централизованное руководство всей работой партийных и советских органов в области воспитания широчайших масс трудящихся в духе советского патриотизма.
Отраслевые газеты и журналы обязаны регулярно печатать материалы, показывающие превосходство социалистической экономики над капиталистической; сущность капиталистической эксплуатации в буржуазных странах; роль науки и техники в условиях социализма и в условиях капитализма, вклад русских ученых и деятелей культуры в мировую науку и культуру, популяризировать достижения советской науки и техники.
Газета «Культура и жизнь» должна начать пропаганду советского патриотизма выпуском нескольких специальных номеров, посвященных разъяснению основных идей советского патриотизма. В каждом номере газеты «Культура и жизнь» публиковать статьи, разоблачающие буржуазную культуру, а также систематически подвергать критике различные проявления низкопоклонства и раболепия перед буржуазной наукой и культурой со стороны отдельных неустойчивых граждан СССР.

В ближайших номерах газет и журналов опубликовать статьи на темы:
Советское государство — самое демократическое государство в мире; демократия советская и демократия буржуазная; о гордости советских людей за свою социалистическую родину; беспредельная любовь к социалистической родине — важнейшее качество советских людей; преимущества социалистической системы хозяйства перед капиталистической системой; о духовном превосходстве советских людей над людьми буржуазного мира; идеология советского народа — самая передовая идеология в современном обществе; партия большевиков — ум, честь и совесть нашей эпохи; мораль коммунистическая и мораль буржуазная; величие и мировое значение русской литературы и искусства; превосходство советской культуры над культурой буржуазной; ведущая роль советского народа в прогрессивном развитии человечества; упадок современной буржуазной культуры; Великая Октябрьская социалистическая революция — начало новой эпохи в истории человечества; СССР — первое в мире социалистическое государство; коммунизм — высшая форма организации общества; советский народ — творец социалистической жизни; труд в СССР — дело чести, доблести и геройства; морально-политическое единство советского общества; дружба народов СССР — закон развития социалистического общества; великие достижения культурной революции в СССР; ленинизм — высшее достижение русской и мировой культуры; крупнейшие открытия и изобретения русских ученых; расцвет литературы и искусства в СССР; личность в условиях социализма и капитализма; всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне; торжество советской военной стратегии и банкротство немецко-прусской военной доктрины во второй мировой войне; экономический и политический гнет в капиталистических странах; угнетение и эксплуатация империалистами народов колониальных стран; наука буржуазных стран на службе интересов капитала; безыдейность и аполитичность буржуазной литературы и искусства; реакционная сущность современной буржуазной социологии.

На указанные темы организовать по всей стране лекции силами лекторских организаций, партийных и советских, как центральных, так и местных. Лучшие статьи и лекции издать брошюрами массовыми тиражами.

Управлению пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) изо дня вдень направлять развертывание кампании по пропаганде идей советского патриотизма в печати, по радио и в устной пропаганде. Провести в Москве и в столицах союзных республик собрания редакторов и работников центральных газет, журналов, издательств и лекторских групп с докладами о задачах пропаганды идей советского патриотизма в печати. Управлению пропаганды командировать на места докладчиков.


2. В целях самого широкого привлечения к пропаганде идей советского патриотизма писателей, работников киноискусства и театра считать необходимым:

а) Президиуму, партгруппе Союза советских писателей разработать и внести на обсуждение пленума Правления ССП развернутую программу идейно-творческой и организационной работы с различными группами членов Союза — прозаиками, поэтами, драматургами, литературными критиками, литературоведами и переводчиками, предусмотрев в этой программе создание художественных произведений, публицистических и литературно-критических работ, популяризирующих достижение советской культуры и посвященных критике буржуазной культуры;

б) поручить Министерству кинематографии включить в план производства на 1947—1949 г.г. разработку и подготовку ряда фильмов о советском патриотизме, о национальной гордости советских людей. Создать фильмы о нравах и быте буржуазного общества, показывающих духовное обнищание и идейную опустошенность людей буржуазного мира, вскрывающие тлетворную основу буржуазной культуры. Обязать Министерство кинематографии создать в 1947 году к XXX Октябрьской революции полнометражные документальные фильмы о каждой союзной республике за годы советской власти. Всемерно использовать хроникально-документальную кинематографию для разоблачения буржуазного мифа о «высокой» культуре капиталистических стран;

в) обязать Комитет по делам искусств организовать работу над созданием пьес о патриотизме советского народа, пьес, показывающих превосходство социалистического строя над буржуазным. В ближайшее время создать на эти темы одноактные пьесы для постановки их в периферийных театрах. Широко использовать эстрадные выступления советских артистов для пропаганды советского патриотизма и разоблачения современных буржуазных порядков, обратив внимание на создание соответствующего репертуара эстрадных выступлений.


3. Поручить Президиуму Академии наук СССР совместно с Министерством высшего образования СССР организовать выступления крупнейших деятелей науки с лекциями и докладами, посвященными критике буржуазной идеологии и достижениям советской науки и культуры, о славном прошлом русской науки и культуры, о мировом значении советской науки и культуры.
Поручить Министерству высшего образования разработать программы и организовать чтение лекций по важнейшим отраслям истории отечественной науки и техники для студентов высших учебных заведений, подготовить и издать учебники по истории отечественной науки и техники для вузов.
Поручить Президиуму Академии наук СССР совместно с ЦК ВЛКСМ организовать для молодежи научные чтения имени выдающихся русских ученых, посвященные популяризации достижений отечественной науки и творчества крупнейших ученых нашей страны.
Партийным организациям министерств и ведомств, научно-исследовательских учреждений широко популяризировать каждый выдающийся пример самоотверженного служения родине советскими специалистами, каждого человека, осуществившего важное научное открытие, изобретение или иное достижение, способствующее повышению могущества нашего государства. В то же время необходимо повести решительную борьбу против всяких непатриотических поступков, против всяких проявлений низкопоклонства перед буржуазной культурой и наукой. Нужно широко разъяснять решения судов чести и на примерах этих решений воспитывать патриотические чувства советских людей.


4. Для улучшения работы школы по воспитанию у молодого поколения советского патриотизма и оказания в этом направлении помощи учителям необходимо:

а) поручить министерствам просвещения союзных республик при переиздании школьных учебников полнее показать в них достижения отечественной науки и техники, литературы и искусства, великие традиции нашего народа, героизм советских людей в борьбе за Родину, более основательно и глубоко показать преимущества социалистического строя и советской культуры над капитализмом;

б) составить и издать учебные хрестоматии и специальные книги для внеклассного чтения, в которых в доступной для детей форме должны быть изложены великие открытия и изобретения, сделанные русскими и советскими учеными.


5. Управлению пропаганды и агитации ЦК ВКП(б):

а) провести в мае с.г. совещание секретарей обкомов, крайкомов ВКП(б) и ЦК компартий союзных республик по вопросам пропаганды советского патриотизма;

б) провести совместно с МГК ВКП(б) в апреле месяце с.г. в Москве собрания пропагандистов и агитаторов, писателей, работников кино, театра, ученых и инженерно-технических работников с докладами о советском патриотизме и воспитании чувства гордости советских людей за свою социалистическую Родину.

Такие же собрания рекомендовать провести партийным организациям в республиканских, краевых, областных центрах и собраниях интеллигенции в городах и районах.


РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 503. Л. 40—48. Машинопись с рукописной правкой. Без подписи.


Согласно сопроводительной записке от 18 апреля 1947 г. за подписями Г. Ф. Александрова, П. Н. Федосеева и С. М. Ковалева, настоящий «План мероприятий...» был направлен на «утверждение» секретаря ЦК ВКП(б) A. A. Жданова. На записке рукописные пометы: «Вернуть т. Александрову. 26. 4. A. [H.] К[узнецов]», «Архив. Александров. 28.IV» (Там же. Л. 39).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment